Рождество


Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д Рождество. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.

Вот как описывает Святой вечер перед Рождеством Олекса Воропай в книге "Обычаи нашего народа".
"...С давних времен у нас на Украине словом и делом, словесным произведением и магическим актом, всей обстановкой люди создают в этот день атмосферу богатства, счастья , мира и покоя в своем доме.
Еще до рассвета, как только день синим проблеском заглянул в хату сквозь замерзшие оконные стекла, хозяйка приступила к работе. Первым магическим действием было добывание нового огня. Хозяйка достала из покуття (это угол в хате, который расположен по диагонали от печи, «лицом к Рождество солнцу». В покутте всегда висели одна или несколько икон, украшенные вышитым рушником, и хранились предметы культурно-ритуальной ценности) кремень и огниво, которые последние двенадцать дней лежали под образами. Она перекрестилась трижды и, став лицом к восходу солнца, высекла "новый огонь". Этим огнем она разожгла в печи двенадцать поленьев, которые припасла и сушила двенадцать дней последнего месяца.
Через несколько минут в печи уже пылают сухие дрова; на противоположной стене движется химерная тень.
Хозяйка повязала платок, засучила рукава и принялась готовить двенадцать кушаний Святого вечера: поставила в печь узвар (компот из сухофруктов), варит горох, фасоль, жарит капусту, рыбу, лепит Рождество вареники, готовит картошку, грибы, кашу гречневую с конопляным молоком, голубцы с пшеном, коржи с маком и кутю из толченой пшеницы. Во всем ей помогают дети, а больше всего - старшая дочь.
В этом богатом, но постном ужине хозяйка представляет основные плоды поля, огорода и сада. Будто дает отчет новому году за свое богатство в минувшем году ."

На период святок прекращались все хозяйственные работы, за исключением некоторых самых необходимых. Несоблюдение этих правил, по народным нормам, считалось греховным и угрожало нарушителям всяческими несчастьями. Интерьер жилья приобретал праздничный вид. Часто дом украшали вышитыми рушниками, искусственными бумажными цветами и вытинанками - кружевными бумажными вырезками, которыми украшали стены.

Изучение Рождество , сохранение и распространение традиционной народной культуры является ныне одним из первоочередных заданий большинства стран европейской культурной традиции. Особенно актуальным оно является в странах, где на рубеже третьего тысячелетия традиционная культура не просто исторический факт, но и живая реальность. Одной из таких стран и является Украина.
Народная культура и искусство украинцев справедливо считаются одними из богатейших достояний культурной сокровищницы европейских наций. Многогранность жанров и совершенство форм, поэтичность и высокий лиризм, глубокая философичность украинского фольклора возвышаются вершинами среди гор народной живописи и гончарства, искусства орнамента и вышивки, ткачества и портняжничества, архитектуры и резьбы по дереву, керамики и искусства росписи Рождество писанок, мосяжництва (художественная обработка кожи) и кузнечества.



Праздничная трапеза накануне Рождества (Святой вечер, богатая кутя, вилия), носила торжественный характер. Под образами расстилали чистое сено, на которое ставили горшочек с кутей - пшеничной кашей, подслащенной медом, с маком и орехами. Земляной пол укрывали соломой. Обязательно на Святой вечер (Сочельник) хозяин заносил в дом сноп пшеницы, ржи или овса - "дидух" - и ставил его на покутье. Через несколько дней он или кто-то из колядников обмолачивал этот сноп. Собранным из него зерном было принято начинать следующий посев.
В подольских селах праздничный стол также устилали сеном, по углам клали чеснок (он выполнял роль оберега Рождество), а потом покрывали скатертью. Кое-где под стол клали топор. На него все члены семьи ставили ноги, "чтобы были такими же крепкими". Сам ужин состоял из 12-ти блюд. Это должно было обеспечить благополучие людей в следующем году. Поэтому даже беднейший крестьянин прилагал все усилия, чтобы встретить Рождество как можно лучше. Начинали ужин с кути. Среди подолян широко бытовало поверье, что души умерших родственников принимают участие в праздничной трапезе, их обязательно вспоминали добрым словом. Для них после ужина оставляли еду на столе (мыть посуду в этот день считалось грехом). На ночь все члены семьи клали свои ложки в горшок с кутей. Это Рождество делалось для того, чтобы обрядовой каши могли поесть предки. Таким же способом часто гадали: если утром чья-нибудь ложка была перевернута - это пророчило смерть ее хозяина в следующем году
Праздничный стол должен был впечатлять своим разнообразием, хотя и продолжался пост. Самым главным блюдом на столе в этот вечер являлась, безусловно, кутя. Рецептов ее приготовления существует несколько. Рождественская кутя готовится из пшеницы, меда, орехов и др. В продолжение всех праздников, до Крещения, кутя должна стоять на самом почетном месте в доме. Принято на Богатую кутю поминать души умерших родственников.
Верили также, что на Святой вечер скот может Рождество разговаривать. Было принято кормить коней, волов и коров хлебом. На Святой вечер совершался обмен ритуальными блюдами. Ужин, который посылали родственникам, крестным родителям, бабке-повитухе состояла, как правило, из главных ритуальных блюд стола: кути, рыбы, хлеба, пирогов и др. Принимая обрядовую еду, хозяева благодарили и тоже передавали дары – такие же блюда со своего стола. Таким образом, обмен ритуальным ужином символизировал родство двух семей, их симпатию и взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами – пирожками, орехами, яблоками, конфетами.


Накануне или в первый день Рождества вечером начинали колядовать. Группы мужчин, молодых парней заходили во двор каждой хаты, песнями славили хозяев, желали им здоровья Рождество, достатка, исполняли ряд обрядовых действий, за что получали награду. В основе этих обходов лежало магическое действие «первого дня», согласно с которым высказанные в период празднеств пожелания должны стать реальностью. Группа парней-колядников во главе с «березой» (парнем, который носил церковный колокольчик как признак власти) шла в первую очередь к священнику и колядовала у него в сенях или под окном. От священника шли к пану, а потом колядовали у каждого хозяина, в каждой хате. Деньги, собранные за колядование, а также пряжа, хлеб, яйца и др. поступали в собственность церкви. Колядки пели в несколько голосов, чаще а сapella, иногда в сопровождении Рождество подольских троистых музыкантов (скрипка, цимбалы, бубен).


Через неделю после коляди, накануне Нового Года – Щедрый вечер. Это – отголоски, по всей видимости, дохристианского обычая. По христианскому календарю – это день преподобной Меланы. В народной традиции оба праздника объединились, и теперь имеем Щедрый вечер или праздник Меланки. Если на Святвечер готовили Богатую кутю, то на Меланки (13 января), день, который предшествует Василию, или же Новому году – Щедру, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым. Ужинать, как и на Святвечер, садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранная и чистая. После ужина надо было обязательно Рождество зайти к соседям и попросить друг у друга прощения за возможную вину, чтобы Новый год встретить в мире и согласии. Надднепрянская Украина и Гуцульщина празднуют Щедрый Вечер как важный праздник рождественского цикла с хорошо развитой обрядовостью. Галицкое Подолье не празднует, т.к. Щедрый Вечер у галичан – накануне Крещения, тогда как на Надднепрянщине это – «Голодная кутя», Богоявление предвечерья.
Только сели за стол, а под окном уже и щедруют:
«Щедрый вечер, пан хозяин. Стереги, Бог, твой товар, Твой товар, всякий достаток, Молим Бога за отца, за матерь. Добрый вечер!»
На Украине на Щедрый Вечер отец прячется от детей за пирогами – символом Рождество щедрости, богатства!
«Вечером, когда зоря засияет, мать, бывало зажжет свечку перед образами, обкурит ладаном хату и поставит глиняную миску с пирогами на стол. Отец сядет на покутье и голову наклонит – прячется за пирогами. А мы, дети, делаем вид, что не видем его:
- Мама, а где наш отец?
- А разве же вы меня уже не видите, дети?
- Не видим, отец!
- Дай, Боже, чтобы и в следующем году вы так меня не видели!
Вот так, бывало, отец скажет, перекрестится и приглашает всю семью к столу, на «щедрую кутю» - «чтобы в достатке и покое других праздников дождаться!»
Особого внимания заслуживают девичьи гадания. Что Рождество только не делали девушки, чтобы узнать, что им готовит им привередливая судьба. Попробуйте, хотя бы такое: перед сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая: « Суженный мой ряженный, расчеши мне голову! Тот, кто во сне будет расчесывать голову, тот и будет Вашим суженным.
Если выйти во двор в полночь, то можно услышать, по народному поверью, как Новый год прогоняет старый. В первый день Нового года наиболее распространенным был, да и остается сейчас, обряд засевания. Считается, что этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен, ведь наши предки встречали Новый год не зимой, а весной, и поэтому Рождество обряд засевания связан с надеждами на хороший урожай. Засевали в основном дети, причем наиболее щедро одаривали тех, кто пришел в дом первым.Существовали, кроме засевателей-одиночек, целые ватаги засевателей. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящее представление, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, циган и другие.

Чтобы глубже понять цену и значение культуры искусства нашего народа, нужно сказать несколько слов о нашей народной культуре, частью которой является народное искусство. Песня и рушник, дума и музыка, танец и цветастая одежда, юмор и изобразительное искусство – все одно целое, которое создавало неповторимый национальный образ нашего народа, как и каждой нации Рождество. Цельный образ нашей народной культуры можно наблюдать во время выдающихся событий быта, - скажем, свадьбы, которую можно без преувеличения назвать народной оперой, которая исполняется в течении недели в сопровождении всех проявлений украинской национальной культуры. Объединяются в этой опере песня, музыка и танец, что на фоне декорированной народным искусством хаты в самом красочном убранстве ее участников представляет собой по сути непревзойденную по красоте бытовую картину. Каждое проявление народного творчества тут было неотделимо в своем взаимодействии. Тут вы услышите песни дружек и бояр, хоровые песни всех учасников свадьбы, а так же сольное пение свитилок и свашек, троистых музыкантов, шутки, поговорки, обычаи Рождество, танец, игру кобзарей, лирников. На стенах хаты увидите лучшие ковры и рушники, под которыми красуются красочные картины из народной жизни, истории, неповторимые «мамаи», народные образы. На резных узорчатых полках для посуды – художественно расписанная посуда, а на столах пышные скатерти, свадебная ритуальная посуда: разнообразные рюмки для водки, деревянные расписанные миски для коровая, макитры, кувшины и т.д. Одежда на участниках изысканное, красочное до экзотики. Услышите звонкую, задушевную, ласковую речь. То же самое можно наблюдать и на других ритуальных зрелищах или по поводу больших праздников. Да и не только во время важных событий или праздников. И будни были пронизаны творческой жизнью народа Рождество, который в труд вкладывал свою поэтическую душу.


documentaudrhbd.html
documentaudroll.html
documentaudrvvt.html
documentaudsdgb.html
documentaudskqj.html
Документ Рождество